Проблемы программного обеспечения ЭБУ отопителей Webasto Thermo Top V и VEVO в автомобилях Land Rover

По причине частого обращения в службу поддержки и описания на разных тематических форумах ряда проблем в блоках управления отопителями при использовании GSM модулей ALTOX, мы решили прокомментировать эту ситуацию.
Сразу хочется отметить, что проблема давно и хорошо изучена сервисменами специализирующимися на обслуживании автомобилей Land Rover, ремонтниками ЭБУ предпусковых отопителей и нами.
Итак, известные проблемы:
– Фиксация ошибки № 81 (EOL - неверная контрольная сумма) через диагностическую программу WTT (Webasto Thermo Test) или через запрос чтения ошибок используя GSM модуль ALTOX. (При диагностировании через борт Land Rover - неисправность блока управления).
– Фиксация ошибки № 22 (неверное контрольное сопротивление) через диагностическую программу WTT (Webasto Thermo Test) или через запрос чтения ошибок используя GSM модуль ALTOX. (При диагностировании через борт Land Rover - неисправность блока управления).

Ошибка № 81
Часто формулируется так – «Установил GSM модуль ALTOX и он вывел из строя ЭБУ отопителя».
Попробуем разобрать все по пунктам:
- ЭБУ отопителя практически невозможно простыми способами вывести из строя физически, тем более через цифровую шину управления WBUS, по которой модуль соединяется и управляет отопителем.
- Все фиксируемые неисправности в таких случаях являются сбоем программного обеспечения блока управления, который имеет не очень надежную защиту и которые делятся на два типа и легко определяются специалистами производящими последующее восстановление:
а) использование функционала GSM модуля ALTOX недопустимого к применению с отопителями в Land Rover;
b) нестабильное или низкое напряжение электропитания автомобиля или самого отопителя.
Теперь про конкретные ситуации и причины их возникновения:
1. Использование следующего функционала GSM модуля ALTOX WBUS-4 (из руководства пользователя):
8, 9. Разблокировать Webasto T5GP (Т5) – SMS-команды heater_unlock1(2).
Эти команды нередко применятся владельцами автомобилей Land Rover не смотря на то, что:
- Во всех отопителях Webasto, в том числе в штатных отопителях Land Rover Freelander II, Discovery 3, Rang Rover Sport возникшая ошибка № 07 - Отопитель заблокирован (Heating unit interlocked) является всего лишь ошибкой и удаляется простым стиранием ошибок! Исключением являются автомобили Volkswagen T5 и T5GP, на которых, для удаления ошибки № 07, необходимо прописать в EEPROM ЭБУ отопителя определенные значения, после чего ошибку будет возможно удалить.
- В таблице указано «Unlock Webasto T5GP (Т5)», что означает, что данный функционал применим исключительно на автомобилях Volkswagen T5GP и T5.
При принудительном использовании одной из этих команд, модуль, считая, что перед ним штатный отопитель автомобиля VW T5 или T5GP, производит процедуру разблокировки - записи специальных значений в EEPROM ЭБУ отопителя, предназначенных специально для VW T5 / T5GP и, т.к. введенные значения отличаются от установленных значений для Land Rover, это естественно приводит к неверной контрольной сумме.
В настоящее время, не смотря на понимание, что проблемы вызваны невнимательностью, а может быть небрежностью или неподготовленностью пользователя, в ущерб владельцам других автомобильных марок, данный функционал выведен из программного обеспечения GSM модуля и больше использоваться не будет.
2. Проблемы электропитания отопителя.
Сервисмены не редко сталкиваются с появлением ошибки №81 на автомобилях не оснащенных ALTOX, но тем не менее в части случаев модуль все же принимает в этом косвенное участие. Ситуации появления ошибки №81 из-за проблем электропитания можно разделить на три типа:
- Очень медленно разряжающийся АКБ. Например, при длительном простое автомобиля;
- Низкая емкость АКБ и последующие запуски двигателя;
- Низкая емкость АКБ и/или плохая электрокоммутация проводов к отопителю при установленном GSM модулем ALTOX.
Как отмечалось выше, в последнем варианте модуль косвенно участвует в образовании неисправности, а именно с его участием производится предпусковой запуск отопителя, а так как из-за малой емкости АКБ или плохих контактов-соединений при включении штифта отопителя или стартера ДВС, напряжение на незаведенном автомобиле может просаживаться до очень низкого недопустимого уровня, что и приводит к сбою ПО отопителя. Скачки напряжения могут быть краткосрочными и не фиксироваться бытовыми измерительными приборами. Для исключения проблем рекомендуется придерживаться нескольких правил: не использовать старые АКБ или АКБ с низким уровнем заряда, время поездки должно превышать время предпускового прогрева, периодически проверять и, по необходимости, очищать контакты питающих проводов АКБ и отопителя от окиси.
Так как ALTOX - это одно из немногих устройств, которое может корректно работать с автомобилями Land Rover Discovery 3 и Range Rover Sport, а в тоже время достаточно массово используемый, поэтому большинство случаев фиксируется именно с ним. Полумерой для предотвращения выхода ПО отопителя из строя на автомобиле с проблемами электропитания и имеющем орган управления предпусковым запуском, вне зависимости от его производителя, может служить отключение отопителя перед запуском двигателя. Время для отключения отопителя с момента подачи команды до запуска двигателя должно составлять около 1,5 минуты, это необходимо для завершения финишных процедур и отключения.
Заметим, что на автомобиле с заряженным АКБ и нормальным состоянием соединений электропитания отопителя, появление ошибки №81 невозможно!

Ошибка № 22
Подобная ошибка относится только штатным отопителям Webasto автомобилей Ford, Land Rover и Volvo, и не имеет никакого отношения к GSM модулю ALTOX или какому либо другому органу управления.
- Причиной возникновения служит наработка сложного алгоритма, в сущность которого не имеет смысл вникать и проще говоря «пришло время».
- Ускорением возникновения подобной ошибки может служить деградирующий штифт накала и наоборот замена штифта накала на новый. При восстановление ЭБУ об этом, в части случаев, могут сообщить ремонтники.